АНТИБУЛЛИНГОВЫЙ КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ
ПРЕАМБУЛА
Образовательные учреждения, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, подписавшие настоящийКодекс, далее именуемые – Стороны («Организации» или «Образовательныеучреждения»),
признавая, что:
- в соответствии с Конституцией Республики Казахстан 1995 года, достоинство личности неприкосновенно, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства;
- в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года,никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающемуего достоинство обращению илинаказанию;
- в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человеканаобразование.Онисоглашаются,чтообразованиедолжнобытьнаправлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплятьуважениекправамчеловекаиосновнымсвободам.Онидалеесоглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участникамисвободногообщества,способствоватьвзаимопониманию,терпимостиидружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействоватьработеОрганизацииОбъединенныхНацийпоподдержаниюмира»;
- в соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989 года, «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке»;
- в соответствии с Законом РК «Об образовании» 2007 года, «Организации образования самостоятельны в осуществлении учебно-воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан, типовыми правиламидеятельности организации образования соответствующего типа и уставами организаций образования; к компетенции организаций образования относятся функции по разработке и утверждению правил внутреннего распорядка» (ст.43), а «обучающиеся и воспитанники обязаны соблюдать правилавнутреннего распорядка, выполнять другие требования, предусмотренные уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг» (ст. 47).
- в соответствии с Законом «О статусе педагога» 2019 года, педагоги при осуществлении профессиональной деятельности имеют право уважение чести и достоинства со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей.
будучи убеждены, что:
- образовательный процесс должен строиться на основах взаимного уважения всех участников;
- создание комфортной и безопасной среды для учеников и учителей в образовательных учреждениях является залогом повышения качества образования, формированиясамостоятельнойполноценнойличности,ответственногочленагражданскогообщества;
- уважение достоинств и особенностей каждого участника образовательного процесса, атмосфера уважения каждой личности и дружелюбия в Образовательных учреждениях являются обязательными условиями воспитания иобразования,
договорились о нижеследующем:
Стороны обязуются утвердить настоящийКодекс в качестве внутреннего нормативного документа и обеспечить его соблюдение всеми участниками образовательного процесса, как они определены ниже:
СТАТЬЯ 1
ЦЕЛИ КОДЕКСА
НастоящийКодекс принят и утвержден с целью предупреждения и недопущения школьной травли (буллинга), а также определения порядка взаимодействия при обнаружении признаков школьной травли (буллинга).
НастоящийКодекс устанавливает правила поведения, права и обязанности Образовательных учреждений, их руководителей, их работников, учащихся, родителей и иных законных представителей учащихся при взаимном общении (как внутри Образовательных учреждений, так и за их пределами, включая общение в сети Интернет).
СТАТЬЯ 2
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1. Школьная травля (буллинг) – систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение группы лиц, являющихся участниками образовательного процесса,вотношенииодногоилинесколькихлиц.
Школьной травлей (буллингом) признаются, в частности:
- бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвойтравли);
- исключение изгруппы;
- обращение группы к жертве травли (буллинга) с использованием оскорбительных для жертвы прозвищ;
- умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этогоимущества;
- публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвытравли;
- распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации (сведений);
- кибербуллинг(травля с использованием глобальной сетиИнтернет);
- любыеиныеформысистематическогонасилиягруппылицпоотношениюкжертветравли.
2.2. Сторонами травли являются
- зачинщик травли (буллинга) – лицо, которое с использованием своего особого положения в коллективе, связанного как с властными полномочиями, так и с физическим, интеллектуальнымилиинымпреимуществом,являетсяорганизаторомтравли.Зачинщиком травли может быть признан как любой участник образовательного процесса, а также сотрудник Образовательного учреждения, так и один или несколько родственниковучащегося;
- жертва травли (буллинга) – лицо, в отношении которого осуществляетсятравля;
- участник травли (буллинга) – лицо, которое по предложению зачинщика травли присоединилось ктравле;
- свидетель травли – участник образовательного процесса, сотрудник Образовательного учреждения, законный представитель учащегося, которому стало известно об эпизодахтравли.
- Организация травли (буллинга)– объединение группы с призывами осуществлять в отношении одного или нескольких лиц недружественные и агрессивные действия, имею- щиепризнакитравли(буллинга),всоответствииснастоящимКодексом.
- Участниками образовательного процесса являются:
- сотрудник Образовательного учреждения – лицо, выполняющее трудовую функцию на территории Образовательногоучреждения;
- директор Образовательного учреждения – сотрудник Образовательного учреждения, осуществляющий руководствоим;
- администрация Образовательного учреждения – сотрудники Образовательного учреждения, на которых, в соответствии с внутренними документами Образовательного учреждения, возложены руководящие функции;
- педагогический работник (учитель) - физическое лицо, которое состоит в трудовых,служебных отношениях с Образовательным учреждением и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
- учащийся - несовершеннолетний, осваивающий образовательную программу в Образовательном учреждении, являющимся стороной настоящегоКодекса;
- законныйпредставительучащегося–родитель,попечитель,опекунучащегося,являющийся его законным представителем в соответствии с законодательствомРК.
Учащиеся, их родители (или иные законные представители), сотрудники Образовательного учреждения могут являться любой из сторон травли.
2.5. Внутренний нормативный акт о травле– принятый в соответствии с уставом Образовательного учреждения,в рамках полномочий единоличного органа управления, нормативный документ, обязывающий всех участников образовательного процесса и сотрудников Образовательного учреждения соблюдать настоящийКодекс, и устанавливающий дисциплинарные меры ответственности учеников и сотрудников Образовательного учреждения за нарушение положенийКодекса.
СТАТЬЯ 3
ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ДРУГИХ СОТРУДНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. При взаимодействии с учащимисяОбразовательного учреждения, педагог (воспитатель), а также другие сотрудники Образовательного учреждения в Образовательном учреждении недолжны:
- допускать оскорбительные высказывания в отношении любого учащегося или его родственников;
- допускать какие бы то ни было меры физического воздействия в отношении любого учащегося;
- проявлять в отношении любого учащегося дискриминацию по религиозным, национальным,расовым,гендерным,имущественнымилиинымпризнакам;
- применять меры коллективной ответственности группы учащихся за действия, совершенные однимучащимся;
- призывать учащихся к бойкоту одного или нескольких учащихся, или к иным действиям, подпадающим под понятие травли, изложенное в настоящемКодексе;
- чрезмерно критиковать и комментировать личностные особенности учащихся, их межличностные отношения и чувства в присутствии другихучащихся;
- давать прозвища и кличкиучащимся;
- подчеркиватьразницумеждуучащимисявинтеллектуальном,социальномилилюбом другомаспекте;
- применятьмерынаказаниякучащимсявприсутствиидругихучащихся;
- пренебрежительно относиться к отдельнымучащимся;
- культивировать тоталитарный стиль жесткого иерархическоговзаимодействия;
- игнорировать оскорбления в отношениисебя;
- поддерживать или признавать нормой ситуациютравли;
- совершать иные действия, оскорбляющие и унижающие участников учебного процесса, признанных таковыми в соответствии с настоящимКодексом.
- При обнаружении признаков школьной травли между учащимися, сотрудники Образовательного учреждения обязаны предпринять все, от них зависящее, для пресечения травли, включая, но не ограничиваясь следующими возможными мерами: беседа с зачинщиком и участниками травли, беседа с родителями зачинщика и участников травли; а также в обязательном порядке незамедлительно сообщить директору Образовательного учреждения о ставших им известными эпизодах травли с целью информирования и решения вопроса о принятии мер, направленных на прекращение травли, а также дисциплинарныхмеркзачинщикуиучастникамтравли.
- При обнаружении признаков травли, зачинщиком которой является сотрудник Образовательного учреждения, другой сотрудник Образовательного учреждения обязан незамедлительно сообщить директору Образовательного учреждения о ставших им известными эпизодах травли с целью информирования, пресечения школьной травли и решения вопроса о принятии дисциплинарных мер к соответствующему сотруднику Образовательногоучреждения.
- Сотрудник Образовательного учреждения обязан незамедлительно сообщить директору Образовательного учреждения об обращении к нему участников образовательного процесса, передавших информацию о действиях, подпадающих под понятие школьной травли, изложенное в настоящемКодексе.
- Сотрудник Образовательного учреждения обязан сохранять анонимность учащегося, сообщившего о ставших ему известными фактах школьной травли, если просьба сохранить анонимность былаозвучена.
СТАТЬЯ 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
4.1. Учащийся имеет право на:
- уважение его чести и достоинствакаждым;
- образование, направленное на полное развитие человеческойличности;
- защиту от травли, организованную как другими учащимися, так и сотрудниками Образовательныхучреждений;
- обращение к педагогическому работнику и (или) директору Образовательного учреждения с целью защиты от школьнойтравли;
- требование от сотрудников Образовательного учреждения принятия незамедлительныхмерпопресечениюшкольнойтравли,накогобыонанибыланаправлена;
- сохранение анонимности его обращения к сотруднику Образовательного учреждения по поводу школьной травли, если такое условие было имозвучено;
- защиту от неблагоприятных последствий, связанных с его обращением к любому сотруднику Образовательного учреждения по поводу школьнойтравли.
4.2. При взаимодействии с другими участниками учебного процесса учащийся недолжен:
- допускать оскорбительные высказывания в отношении участников учебного процесса (учащихся, сотрудников Образовательного учреждения, законных представителей (родителей)учащихся);
- совершать в отношении других участников учебного процесса действия оскорбительного характера, в том числе плевать, толкать, демонстрировать реальное или ложное намерениесовершитьнасилие(например,замахиватьсябезнамеренияударить),бросаться предметами ипрочее;
- применять физическоенасилие;
- инициировать обращение к участнику учебного процесса с использованием прозвищ, носящих оскорбительный (негативный)характер;
- повреждать и уничтожать чужоеимущество;
- организовыватьколлективноеигнорирование(бойкотирование)одногоилинескольких участников учебногопроцесса;
- присоединяться к травле, организованной другим учащимся или сотрудником Образовательногоучреждения;
- формировать группы, единственной целью которых является организация травли в отношении другого участника учебного процесса;
- призывать других учащихся к действиям, подпадающим под понятие школьной травли, изложенное в настоящемКодексе, в отношении одного или нескольких учащихся, сотрудников Образовательного учреждения;
- совершать иные действия, подпадающие под понятие школьной травли, изложенное в настоящемКодексе, в отношении одного или нескольких учащихся, сотрудников Образовательногоучреждения.
- Учащийся имеет право сообщить о случаях школьной травли любому сотруднику образовательного учреждения, независимо от того, является данный учащийся жертвой, свидетелем или участником травли. Сотрудник образовательного учреждения на основании полученного обращения учащегося обязан принять меры в соответствии со статьей 3 настоящегоКодекса.
СТАТЬЯ 5
ОБЯЗАННОСТИ ДИРЕКТОРА И АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
5.1. Директор Образовательного учреждения,присоединившегосякнастоящемуКодексу:
- принимает меры к профилактике и выявлению школьнойтравли;
- информирует участников учебного процесса о признаках школьной травли, ее опасности, методах выявления ипресечения;
- организует,втомчислеспривлечениемпрофильныхнекоммерческихорганизаций,лекции, семинары, практические занятия, способствующие борьбе со школьнойтравлей;
- взаимодействует с государственными органами, другими образовательными учреждениями, законными представителями учащихся с целью обобщения практики борьбы со школьнойтравлей.
- Администрация Образовательного учреждения обязана регистрировать любые обращения о фактах школьной травли, реагировать на них и принимать все меры по выявлениюипресечениюшкольнойтравли,включая,нонеограничиваясьследующими:
- замена классногоруководителя;
- организация совместных бесед с участниками травли, законными представителями учащихся;
- образование согласительныхкомиссий;
- обращение кмедиаторам;
- создание профильной внутришкольной организации учащихся, деятельность которой направлена на предотвращение травли, урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса, имеющими признакитравли;
- привлечение профильных некоммерческихорганизаций;
- применение в отношении зачинщиков и участников травли дисциплинарных мер ответственности, предусмотренныхзаконом.
- Директор Образовательного учреждения обязуется принять в соответствии с настоящегоКодекса внутреннийнормативныйактотравле.
СТАТЬЯ 6
ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ
- На территории Образовательного учреждения законным представителям запрещается:
- общаться с учащимися, законными представителями которых они не являются, без присутствия педагогов или законных представителей такихучащихся;
- допускать оскорбительные высказывания, а равно совершать иные действия в отношении участников учебного процесса, подпадающие под понятие школьной травли, изложенное в настоящемКодексе.
- Законные представители имеют право обращаться к сотрудникам и администрации Образовательного учреждения по поводу ставших им известными фактов школьной травли, требовать принятия соответствующих мер и участвовать в рассмотрении ихобращений.
СТАТЬЯ 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Организации, подписавшие этот Кодекс или присоединившиеся к немувпоследствии, обязуются принять (издать) внутренний нормативный акт о травле в качестве внутреннего документа Организации, обязательного к применению, в течение одного месяца с датыподписания.
- Организация признается участником настоящего Кодексас момента принятия (издания) внутреннего нормативного акта о травле, предусмотренного п.7.1. настоящегоКодекса.
- Организация прекращает быть участником Кодексас момента отмены внутреннего нормативного акта, предусмотренного п.7.1. настоящегоКодекса.